Вуппертальская подвесная железная дорога
Не часто на улицах города можно увидеть поезд, «плывущий» над головами. Но в скромном немецком городке Вупперталь это главная достопримечательность, привлекающая туристов со всей Европы, и называется она «монорельсовая подвесная железная дорога».
Какая конструкция у этого монорельса?
Монорельс – транспорт, передвигающийся по эстакаде и имеющий один несущий рельс. По способу расположения вагонов эта система может быть:
- опорной (подвижной состав «стоит» на рельсе);
- подвесной (вагонетки находятся под полотном дороги и крепятся к нему с помощью специальных механизмов).
- Последняя разновидность и используется в Вуппертале.

Протяженность пути составляет чуть более 13 километров, из них 10 проходят над водой – вдоль русла реки Вуппер. Тут конструкция возвышается на 12 м, а над городскими улицами – на 8 м. По маршруту ходит всего 27 вагонов, но их хватает для ежедневной перевозки 80 тысяч людей. Так что вклад этой миниатюрной железной дороги в пассажирооборот города немал.
Вагоны имеют интересную конструктивную особенность. Чтобы увеличить вместимость, их сделали довольно длинными – 24 м (это более половины длины «маленького» поезда Elron из Эстонии). А чтобы обеспечить маневренность в условиях резких поворотов вдоль городских улиц, каждое транспортное средство разделили на две части, соединенные резиновой «гармошкой».
Из истории
Дорога существует более века – с 1901 года. Один из первых пассажиров – император Вильгельм II. Это было единственное посещение им Вупперталя, и горожане в память о его поездке до сих пор хранят вагон, в котором путешествовала венценосная особа. Более того, возят в нем туристов на экскурсии, а еще сдают в аренду для проведения торжественных мероприятий.
Работа монорельса за все годы его существования прерывалась лишь однажды – в конце Второй мировой войны, когда полотно и опоры пострадали от бомбежек. Но уже в 1946 году этот необычный вид транспорта возобновил перевозку пассажиров.
«Громкие» происшествия
Определенную долю известности этой транспортной системе добавили связанные с ней инциденты. Самый забавный случай произошел во время рекламной акции цирка «Альтхофф» в 1950 году. Дирекция решила прокатить «с ветерком» слониху-подростка. Бедное животное так испугалось, что разломало стенку поезда и вывалилось наружу. К счастью, состав проходил над водной гладью, и «артистка» не получила серьезных травм. Ну а жители Вупперталя создали себе еще одну достопримечательность, нарисовав на стене дома, рядом с которым все это приключилось, падающего слона.

А вот авария 1997 года, когда из-за забытого ремонтниками на рельсе инструмента рухнул состав, стала трагическим моментом в истории вуппертальской «знаменитости». Ведь тогда погибли пятеро и получили травмы около полусотни пассажиров.
Подвесные монорельсы в других городах мира
Чаще всего подобные системы строят в качестве туристических аттракционов. А таких, которые выполняют функцию общественного транспорта, наберется всего около двух десятков. В Европе они существуют в Дортмунде, Дрездене и Москве, также есть три маршрута в США и один – в столице Австралии.
Зато в Азии на использование монорельса смотрят исключительно с прагматичных позиций. Такой подход вполне объясним, ведь этот вид транспорта имеет ряд преимуществ:
- не занимает городских улиц;
- не страшится крутых склонов;
- практически никогда не попадает в ДТП.
Лидирует в данной сфере Япония, подтверждая репутацию страны, которая не боится смелых технических решений (наподобие Aero Train – самого необычного поезда в мире). Здесь «воздушные» железнодорожные пути стали обыденным явлением в восьми крупных населенных пунктах и по пассажиропотоку практически сравнялись с метрополитеном.
