Железнодорожные вокзалы России, описание и фотографии

Железнодорожные вокзалы России

Слово «вокзал» встречается только на дорогах России. В официальных документах принят термин «пассажирское здание». Но это скучно и громоздко. И сами вокзалы с момента своего появления у нас никогда не считались только техническими сооружениями. Сюда приходят не только узнать расписание поездов или купить жд билет. Столько эмоций связано с вокзалами!

По сложившейся традиции строить вокзалы в России поручали известным архитекторам. Так, например, вокзалы-близнецы Московский вокзал в Санкт-Петербурге и Ленинградский вокзал (тогда Николаевский) в Москве было поручено построить К. А. Тону, автору Храма Христа Спасителя и Большого Кремлевского дворца.

Каждая дорога старалась иметь свое «лицо», свой стиль оформления, свой типаж построек. Есть и очень необычные: например, вокзал станции Слюдянка сделан из белого мрамора. А крупные города делали вокзалы своей визитной карточкой. Вот некоторые из них.

shadow

ЕКАТЕРИНБУРГ

Екатеринбург расположен практически на границе Европы и Азии и является важным транспортным узлом на Транссибирской магистрали. Железнодорожный вокзал столицы Урала представляет собой целый комплекс зданий и сооружений, построенных в течение 150 лет с того момента, как в городе появилась железная дорога. Это два вокзальных здания, которые являются памятниками истории и архитектуры, новый корпус, багажное отделение и другие постройки.
«Старый вокзал» возвели в 1878 году. Он напоминает старинный русский терем. С 1914-го по начало 1990-х он использовался в качестве воинского. В 2003 году здание отреставрировали и вернули ему первоначальный внешний вид. Теперь здесь Музей истории, науки и техники Свердловской железной дороги. Перед музеем расположены скульптуры железнодорожников разных эпох — начальник станции, который ударом в колокол возвещает об отправлении поезда, путейские рабочие и мастер, проводница… Пассажиров обслуживает новое здание вокзала, которое неоднократно достраивалось и перестраивалось. До 2009 года вокзал носил название Свердловск-Пассажирский, но поскольку город уже давно был переименован, то в 2010 году и вокзал наконец обрел новую вывеску -Екатеринбург. С привокзальной площадью тоже связана интересная топонимическая история. Вообще-то официально она называется Площадь имени Уральского добровольческого танкового корпуса. Однако официальное название употребляется редко, обычно екатеринбуржцы говорят: «Встретимся «под варежкой». Смысл этого выражения становится понятен при взгляде на памятник танкистам: один из них действительно держит рукавицу.

Жд вокзал Екатеринбурга
shadow
shadow

ЧЕЛЯБИНСК

ВОКЗАЛ В ЧЕЛЯБИНСКЕ ОТДЕЛАН » УРАЛЬСКИМИ САМОЦВЕТАМИ, ИМЕЕТ ФОНТАН И ЗИМНИЙ САД
Интересный факт: оказывается, челябинский вокзал связан с именем Ярослава Гашека, автора похождений бравого солдата Швейка. В годы Гражданской войны писатель работал в передвижной типографии Красной армии, которая располагалась в вагончике на железнодорожных путях.
Железнодорожный вокзал Челябинска называют еще воротами Сибири: через него курсируют поезда в Москву, Санкт-Петербург, Екатеринбург, в Поволжье, Адлер, Астрахань… Челябинск-Главный — один из самых больших вокзалов России и единственный железнодорожно-автомобильный транспортный узел. К тому же, это целый комплекс сооружений, построенный в 1965 году: три зала с куполообразной крышей, высотная гостиница, крытый переход из вокзала к платформам. Правда, к концу века постройки сильно обветшали, поэтому было решено провести капитальную реконструкцию. После нее в вокзале появились фонтан и зимний сад. Для отделки интерьеров использовались гранит, малахит, мрамор и другие уральские самоцветы. В 2007 году завершилось строительство нового пригородного терминала. Современное здание из стекла и бетона имеет несколько входов, оборудовано многочисленными эскалаторами, лестницами, пандусами и всем прочим, что необходимо для удобства пассажиров.

Жд вокзал Челябинска
shadow
shadow

ПЕТРОЗАВОДСК

Вокзал — настоящие «ворота города». Он не противоречит окружающей застройке, а органично влит в ансамбль площади Гагарина, и является его архитектурной доминантой. И вокзал же дает начало главной оси города — проспекту Ленина. Построен в 1955 году, в стиле неоклассицизма, признан памятником архитектуры. Автор проекта — В.П. Ципулин.

Жд вокзал Петрозаводска
shadow
shadow

САМАРА

Самый новый из вокзалов России. Он же — самый высокий в Европе. На высоте 95 метров расположена смотровая площадка, откуда открывается великолепная панорама всего города. По вокзалу легко передвигаться с багажом: вместо привычных лестниц — пандусы, идущие спиралью с этажа на этаж. Или лифт. Расписание поездов, где Самара является начальной или конечной точкой путешествия, легко увидеть на больших электронных табло. В музей Куйбышевской железной дороги, находящийся под самым куполом, водят экскурсии. Вечером, благодаря иллюминации, вокзал представляет собой фантастическое зрелище.

Жд вокзал Самары
shadow
shadow

НОВОСИБИРСК

НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ВОКЗАЛЕ НОВОСИБИРСКА ВЫСТУПАЮТ МУЗЫ-КАНТЫ И ДАЖЕ ЦЕРКОВНЫЕ ХОРЫ
Новосибирск занимает ключевое положение на Транссибирской магистрали и является начальной точкой Турксиба, то есть связующим звеном со странами Средней Азии. До 1926 года город носил название Новониколаевск. Разумеется, в нем был вокзал, но его построили в 1893 году, и с потоком пассажиров и грузов он уже не справлялся, поэтому было решено полностью его модернизировать. Обновленный Новосибирск-Главный открылся в 1939 году. Нужно сказать, что от реконструкции он только выиграл как в техническом, так и в архитектурном смысле: вокзал поражает своим великолепием и размерами. Он по праву считается самым большим в Сибири и одним из крупнейших в стране: в здании вокзала площадью около 30 тысяч квадратных метров одновременно могут поместиться почти 4 тысячи человек. На железнодорожном вокзале Новосибирск-Главный превосходная акустика, поэтому в нем нередко выступают музыканты и даже поют церковные хоры. На перроне вокзала есть интересный экспонат — точная копия паровоза «Проворный», работавшего с 1837 года на Царскосельской железной дороге. А на фасаде здания можно увидеть мемориальную доску, которая гласит: «На этом месте была
станция Обь, где в 1897 году, следуя в село Шушенское, останавливался В.И. Ленин».

Жд вокзал Новосибирска
shadow
shadow

ЛИПЕЦК

Липецкий вокзал считается памятником советского футуризма. Такими чертами, в представлении архитекторов, должны были обладать города будущего.

Жд вокзал Липецка
shadow
shadow

КРАСНОЯРСК

ПОЮЩИЙ ФОНТАН И СТЕЛА СО СКУЛЬПТУРОЙ ЛЬВА — УКРАШЕНИЕ КРАСНОЯРСКОГО ВОКЗАЛА
Когда в Красноярск прибыл первый железнодорожный состав, а случилось это 18 декабря 1895 года, встречать его собралось более половины горожан. Потом начались гуляния, продолжавшиеся всю ночь. Красноярцы вообще всегда любили свой вокзал. И есть за что: в свое время он был одним из самых красивых на Средне-Сибирской железной дороге, да и сейчас входит в число лучших в стране. Здание возведено в 1896 году по проекту архитектора Соловьева, позднее было перестроено, но не утратило своей сдержанной роскоши. Для местных жителей вокзал служил не просто железнодорожным узлом, но еще и местом проведения досуга. Сюда приходили семьями, чтобы посидеть в кафе, посмотреть на отправление поездов. Эта традиция жива до сих пор. Особенно после того как на привокзальной площади появились поющий фонтан и стела со скульптурой льва, на фоне которых любят фотографироваться молодожены.

ЖД вокзал Красноярска
shadow
shadow

ОМСК

ОМСКИЙ ВОКЗАЛ ХОРОШО ПОМНИТ БУРНЫЕ СОБЫТИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ
Со строительством Транссибирской магистрали Омск превратился в крупнейший транспортный, торговый и промышленный центр России. Железнодорожный вокзал города находится на расстоянии около 2,7 тысяч километров от Москвы. В вокзальный комплекс входят Омск-Пригородный и Омск-Пассажирский. Первое здание Омского вокзала было построено в 1896 году и просуществовало до 1914 года, когда понадобилась полная реконструкция в связи с увеличившимся пассажиропотоком. Помнит Омский вокзал и бурные времена Гражданской войны. В то время город был резиденцией Верховного правителя России — адмирала Колчака, провозгласившего Омск столицей Сибири. До сих пор здесь ходят легенды о якобы спрятанном где-то «золоте Колчака».
В 2006-2007 годах вокзал отремонтировали и реконструировали. Площадь его служебно-технических помещений теперь составляет 10 тысяч квадратных метров, а размеры привокзальной площади — 30 тысяч квадратных метров. Залы ожидания омского вокзала способны вместить более полутора тысяч пассажиров одновременно!
Тот, кто видел здание вокзала в конце XIX века, сейчас бы его не узнал, оно трижды перестраивалось. Тот же, кто зайдет внутрь (например, посмотреть расписание поездов Омск —Новосибирск), обнаружит почти царский дворец.

Железнодорожный вокзал Омска
shadow
shadow

ЧЕЛЯБИНСК

Челябинский вокзал наоборот, отличается своей строгостью. И считается образцом функциональности. А внутри находится музей камня, фонтан и замечательный зимний сад.

Вокзалы в Сочи и в Симферополе — близнецы. Построены они в 1950-е годы и оба создают атмосферу восточной сказки. Высокая башня с часами, цветы, пальмы, много воздуха и света. Хочется и самому почувствовать себя султаном.

Посмотреть стоимость билетов на поезд во все эти города и купить жд билеты онлайн можно на сайте ГлавБилет.рф.

Железнодорожный вокзал Челябинска
shadow
shadow

Железнодорожный вокзал в Нижнем Новгороде

Вокзал Нижний Новгород — пассажирский терминал станции Нижний Новгород-Московский Горьковской железной дороги. Расположен по адресу: площадь Революции, д.2. Входит в Горьковскую региональную дирекцию железнодорожных вокзалов.

История
Здание возведено в 70-е годы XIX века, несколько раз был капитальный ремонт. Начиная с 2002 года осуществляется модернизация вокзала, оснащение терминалами для автоматической проверки билетов, сооружение навесов над платформами.

30 марта 2010 года станция Горький-Московский была переименована в современное название Нижний Новгород-Московский. 1 июля этого же года название вокзала Горький-Московский было сменено на Нижний Новгород согласно распоряжению президента ОАО «РЖД» Владимира Якунина[7]. Но название на самом вокзале было сменено только в апреле 2014 года с «Московский вокзал» на «Железнодорожный вокзал», так как только к этому времени было профинансировано. К 2018 (по другим данным к 2015) году планируется полностью реконструировать вокзал по проекту «Реконструкция вокзального комплекса Нижний Новгород», разработанному специалистами института «НижегородЖелдорПроект».

Железнодорожный вокзал в Нижнем Новгороде
shadow
shadow

Железнодорожный вокзал в Казани

КАЗАНСКИЙ ВОКЗАЛ НАХОДИТСЯ В ЦЕНТРЕ ГОРОДА, НЕДАЛЕКО ОТ ЕГО ГЛАВНЫХ ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТЕЙ
В XIX веке поездка на поезде из Москвы до Казани занимала 53 часа, а сейчас сюда можно добраться в среднем за 14. Главный вокзал города построен в 1893 году, когда была проложена Московско-Казанская железная дорога и построен мост через Волгу.
Здание построено из красного кирпича и напоминает старинный замок. На его фоне эффектно выделяются два белоснежных мраморных барса — символы города.
Спустя почти 100 лет на вокзале случился сильный пожар, после которого он был восстановлен практически заново. Помимо исторического здания комплекс включает терминал пригородного сообщения, здание сервисного обслуживания с кассами дальнего следования и множество служебных построек.

Один из самых больших плюсов вокзала в Казани в том,что он находится в центре города, и от него можно дойти пешком до главных достопримечательностей — в частности, до Кремля. Правда, перед началом Универсиады городская администрация планировала перенести железнодорожный вокзал в другой район, чтобы разгрузить центр Казани. Однако пока этот проект так и остался проектом, и вокзал стоит на прежнем месте.

Железнодорожный вокзал в Казани
shadow
shadow

Железнодорожный вокзал в Белгороде

ВОКЗАЛ БЕЛГОРОДА ТРИЖДЫ ПОДВЕРГАЛСЯ ГЛОБАЛЬНЫМ РЕКОНСТРУКЦИЯМ
К сожалению, историческое здание вокзала в Белгороде не сохранилось. А ведь здесь бывали и императорские особы, и лучшие представители творческой интеллигенции России — А. Чехов, А. Толстой, Ф. Шаляпин. В 1904 году в Белгород прибыл император Николай II, которого торжественно встречали на вокзале. В том же году жители города приветствовали героев-моряков с крейсера «Варяг» и лодки «Кореец», которые приехали в Белгород спецпоездом. Интересно, что первый в городе общественный телефон-автомат появился в 1913 году именно на вокзале, в зале первого класса. В 1908-1911 годах произвели серьезную реконструкцию, пристроили дополнительные одноэтажные крылья. Во время Гражданской войны вокзал уцелел, а вот в годы Великой Отечественной был разрушен. На его месте возвели новое здание, нынешнее построено в 1982 году.

Железнодорожный вокзал в Белгороде
shadow

ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ, ЧТО…
(слово «вокзал» (а точнее «воксал») в русском языке первоначально означало «место для увеселений». История гласит, что в XVII веке недалеко от Лондона находился сад, принадлежавший некой миссис Вокс, где проводились праздники и гулянья. Якобы лондонцы очень любили это место и называли его «Вокс-холл» («холл» в переводе с английского «зал»). Со временем так стали именовать и другие увеселительные площадки, появившиеся в европейских столицах. Во Франции, к примеру, их называли «воксаль», откуда это слово пришло в русский язык).

Один из самых знаменитых российских «вокзалов» был построен в Павловске под Петербургом. Здесь заканчивалась первая железная дорога в России. И не случайно именно здесь в 1838 году появилось великолепное здание с рестораном и концертным залом «для пристанища и удовольствия публики». Оно стало первой постоянной концертной площадкой в стране, где выступали самые лучшие музыканты того времени, в том числе Иоганн Штраус. Со временем в здании стали продавать билеты на поезда, и слово «вокзал» приобрело современное значение.

Источник: MediaMag Журнал о технике и стили жизни №7.2014

shadow