Востребована ли профессия кондуктора на железной дороге в наши дни?

Кондуктор на железной дороге: пережитки прошлого или актуальная в наши дни профессия?

Всем нам давно известны такие «железнодорожные» профессии, как проводник вагона, начальник поезда, машинист и… кондуктор. И так, с тремя первыми профессиями все нам понятно, то о кондукторах большинство из нас имеет самое туманное представление. Скорее даже так: многие люди знают, что на железной дороге работают кондуктор только из песен «Постой, паровоз…» и «Сиреневый туман». Так давайте же разберемся подробнее, какие обязанности возложены на данных сотрудников российских железных дорог?

Мундир кондуктора
Обер-кондукторы были важными персонами на железных дорогах

Историческое:
Кондуктор — в военном флоте царской России — воинское звание, обычно присваиваемое унтер-офицерам, прослужившим установленный срок и сдавшим экзамен. Кроме постоянных его гостей ― командира, флаг-капитана и флаг-офицера, обедавших у адмирала ежедневно, приглашались: вахтенный начальник, вахтенные гардемарин и кондуктор, стоявшие на вахте с четырех часов до восьми утра и, по очереди, два или три офицера из числа остального персонала кают-компании.

Когда появилась профессия кондуктора?

Работа кондуктором на этапе развития российских железных дорог была без преувеличения одной из самых ответственных и важных. В этой профессии была своя «табель о рангах», включающая в себя следующие должности:

  • обер-кондуктор;
  • старший кондуктор;
  • тормозной кондуктор («тормозильщик»);
  • хвостовой кондуктор;
  • смазчик.

Обязанности кондукторов в зависимости от их ранга:

  • Обер-кондуктор не занимался тяжелой физической работой, но это не означает, что он ничего не делал. Составление маршрута поездки, осуществление связи между дежурным по станции и машинистом локомотива, регулирование скорости движения и т.д. — от работы главного кондуктора напрямую зависела «жизнедеятельность» всего состава. На его плечах был также контроль наличия свободных мест в вагонах разного класса. Поскольку в те времена у пассажиров не было возможности купить ж/д билеты через Интернет или хотя бы узнать, есть ли в поезде свободные места, зачастую вагоны III-IV классов были набитыми битком, что нередко приводило к аварийным ситуациям (на пути выпадали вещи, а иногда и пассажиры). Так вот, обер-кондуктор должен был проверить вагоны разных классов и передать информацию о степени загруженности вагонов телеграфом на следующие станции. Кстати, именно главный кондуктор, убедившись, что поезд полностью готов к отправлению (кондукторские бригады на месте, все пассажиры заняли свои места, двери в вагоны закрыты), подавал машинисту сигнал с помощью свистка. Только услышав заливистую трель, машинист имел право тронуть состав с места. (Именно этот ответственный момент подачи сигнала свистом и отражен в песне «Сиреневый туман»: сердобольный кондуктор «не спешит» отправлять поезд, чтобы дать влюбленным возможность «попрощаться навсегда»).
  • Старшие кондукторы координировали работу всей кондукторской бригады: тормозильщиков, смазчиков и т.д.
  • Тормозные кондукторы — люди, отвечающие за своевременное торможение поезда. Именно их профессия увековечена в песне «Постой, паровоз, не стучите, колеса, кондуктор, нажми на тормоза…». На самом деле процесс остановки состава происходил именно так: услышав звуковой сигнал из паровоза поезда, тормозильщики, чьи площадки располагались через каждые несколько вагонов, с помощью рычага прижимали к бандажам колес ручные тормозные колодки. Работа тормозным кондуктором была очень тяжелой и требовала от своих исполнителей физической силы, выносливости и внимательности. В любую погоду, круглые сутки тормозильщики находились на своем посту — открытой всем ветрам, раскачивающейся тормозной площадке. Помимо своих основных обязанностей, старшие и младшие кондукторы также осуществляли сцепку и расцепку вагонов на станционных путях. Чрезвычайно тяжелый труд, отсутствие нормальных условий для работы и отдыха зачастую приводили к тому, что тормозной кондуктор просто засыпал на своем посту, и поезд, проезжая на закрытый семафор, попадал в аварию.
  • От слаженной работы кондукторской бригады зависело, благополучно ли дойдет поезд до станции назначения

  • Хвостовой кондуктор, или «собачник». Занимал место на хвостовой тормозной площадке, разжигал и поддерживал огонь в хвостовых огнях, сигнализировал ими, следил за тем, чтобы из вагонов ничего не выпало на пути. В арсенале хвостового кондуктора имелся тормозной башмак: если происходила расцепка вагонов, и часть из них оставалась на пути, «собачник» подкладывал под их колеса башмак, блокирующий самопроизвольное движение вагонов.
  • Смазчики, как понятно из названия, занимались добавлением осевого масла в буксы и мелким ремонтом вагонов.

  • Жд кондукторы- история
    От слаженной работы кондукторской бригады зависело, благополучно ли дойдет поезд до станции назначения

    Действующие знаки отличия

    • Начальник железной дороги (генеральный директор) имеет галун в 30 мм и три звезды по 25 мм в диаметре.
    • Диспетчеры – галун 15 мм и четыре звезды.
    • Начальник дистанции, ж/д станции, депо, ПМС, внеклассного и первого класса вокзалов – два галуна по 15 мм и столько же звезд.
    • Начальник ПТО локомотивов и вагонов, дежурные и мастера – один галун и две звезды.
    • Машинист локомотива 3-го класса, осмотрщик вагонов, составитель поездов, старший билетный кассир – один галун шириной 15 мм.

    Кондукторы в наши дни

    Профессия кондуктора была востребована в те времена, когда конструкция поездов была далеко не так совершенна как сейчас. В конце 1960 годов кондукторские бригады были упразднены, впрочем, не до конца. Работа кондуктором возможна и сейчас, но только на сортировочных и грузовых станциях. В наше время кондукторы грузовых поездов занимаются обслуживанием товарных поездов, участвуют в формировании состава, отвечают за сохранность груза, контролируют исправность автотормозов.

    Форменная одежда кондуктора жд
    Форменная одежда кондуктора

    И… продолжайте путешествовать!